Экмек всему голова
Рустам Qbic
Давай дадим общую временную рамку: когда ты приехал в Турцию и сколько провёл здесь времени?
Я приехал 1 декабря 2022 года и уехал в конце апреля, то есть пробыл в Турции пять месяцев.
Почему ты приехал именно сюда?
Я давно мечтал пожить где-то ещё длительный срок. Адаптироваться, поучить язык, попрактиковать английский, вылезти из зоны комфорта и просто уединиться от всех, оставшись один на один с моими полотнами. Турция — оптимальный вариант для этого: близко к России, значительно теплее (что для меня важно), достаточно цивилизованно для жизни и невысокие цены.
Как бы ты охарактеризовал сферу искусства в Турции? Музеи, галереи, паблик-арт. Какое впечатление произвело?
У меня было некоторое представление об уровне искусства в Турции, поскольку я бывал здесь прежде и наблюдал за этим. Здесь есть немало художников, галерей и музеев хорошего уровня, но им ещё предстоит расти до мирового. Хотя внутренний рынок и спрос на современное искусство есть. Граффити и стрит-арта мало, многое очень плохого качества и напоминает мне отечественную сцену 2000–2010-х. Молодежь ценит шрифты. В Стамбуле есть свои легенды граффити-сцены: Leo Lunatic, Met, Reach, Hure и др. Сцена мурализма совсем мала: Esk Reyn, Furkan Nuka, Canavar и перечисленные выше люди из граффити. Иногда шрифтовики делают муралы с абстракцией или фигуративом. В целом, спрос на муралы очень мал по сравнению с Россией, но это обусловлено, помимо прочего, и просто меньшим размером страны.
Музеи, конечно, есть очень крутые и международные. Турция туристически привлекательная страна и без хороших музеев не обойтись. Есть большой музей изобразительных искусств, в коллекции которого находится около тридцати полотен Айвазовского, а также полотна и каллиграфия одного из султанов. В истории какой ещё страны был случай, чтобы правитель обладал талантом художника и творил в свободное время? В этот приезд я узнал больше современных художников, с кем-то познакомился лично и посетил их мастерские. Очень атмосферно! Запомнились Yusuf Aygeç и Ali Elmacı. Живет традиционная школа каллиграфии на арабской вязи: есть молодые известные таланты, такие как Fatih Yıldız, и экспериментаторы с граффити бэкграундом, как, например, Kmrone.
Ты уже был в Турции прежде и сделал два невероятных мурала: в 2015 году в Стамбуле и в 2019 в Измире. Расскажи немного про этот опыт. Было что-то особенное? Как реагировали местные? Какой был фидбек?
Я давно знаком с турецким и тюркским миром и сам являюсь татарином, что нас роднит. Могу немного говорить на турецком и понимать речь. Каждый мой приезд я нахожу радушие и открытость. Многие со мной поспорят, но, видимо, мне попадаются такие люди. Не встречал ни одного человека, кто был бы против мурала, творчества или художника. Каждый хочет подойти, пообщаться и всё разузнать. Турки очень любознательны. Есть забавный факт: там, где идёт стройка, обязательно будет стоять один или несколько местных мужчин и просто смотреть на стройку. Не раз замечал это сам. Но главное — они очень гостеприимны. Я говорю про простой народ, а не про туристические зоны, где они налетают как чайки и пытаются на тебе заработать. Они могут просто так напоить тебя чаем, познакомиться и порасспрашивать. И всем всегда нравились мои работы, что в Стамбуле, что в Измире.
За время пребывания в Стамбуле ты познакомился с несколькими местными уличными художниками (Leo, Hure). С Kmrone вы даже сделали совместную работу для благотворительного аукциона в поддержку пострадавших от землетрясения. Какое впечатление на тебя произвели ребята? Чем они отличаются от русских?
Kmrone очень сильно помог мне освоиться и адаптироваться. Он познакомил меня лично с разными ребятами, которых я упоминал выше. Вообще каждый, с кем я знакомился, предлагал мне свою помощь: предоставить краски, материалы для работы, и даже мастерскую. Все они достаточно известны в своей стране, но при этом никто из них не зазвездился. Некоторые ребята знают и фанатеют по нескольким российским художникам уличной волны.
Жизнь в Турции как-то повлияла на твоё творчество? Изменился стиль или появились новые сюжеты?
Были мысли и идеи, навеянные турецким, восточным искусством, но пока я решил сконцентрироваться на своем стиле и завершить серию работ, которую давно планировал. Турция в этом смысле стала просто местом, где я принялся за эту работу. Но не отрицаю, что могу вернуться к этим мыслям и, возможно, поколлабить с кем-то еще.
Ты бы мог развиваться в Турции как художник? Можешь представить свою дальнейшую карьеру здесь?
Не думаю. Мне важно быть международным художником без границ.
Опиши Стамбул с помощью прилагательных? Какой он?
Османский, Византийский, тёплый, вкусный, иногда дерзкий, открытый.
Тебе понятен этот город? Условно, идя по улице, ты можешь угадать, что увидишь за углом?
Нет, Стамбул — это полная эклектика :)
Какие впечатления остались от города? Что запомнилось больше всего?
Люди и разнообразная архитектура разных эпох.
Поделись своим любимым местом в городе. Куда стоит сходить?
Milli Saraylar Resim Müzesi (Музей живописи национальных дворцов)
Ты бы хотел приехать сюда ещё раз?
Ещё не раз точно.
Турецкий рандом существует?
Да, бывали такие случаи, где у меня что-то получалось, а у других нет, или наоборот. Это какой-то сильно человеческий фактор у турок и отсутствие правил для всех сотрудников перед клиентами.
* Фотографии работ взяты со страницы художника.
Истории других художников
Олег Кузнецов
Viks 812
К списку художников