Экмек всему голова
Олег Кузнецов
Давай дадим общую временную рамку: когда ты приехал в Турцию и сколько провёл здесь времени?
Я приехал в Турцию 16 сентября 2022 года и пробыл здесь одиннадцать месяцев и один день.
Почему ты приехал именно сюда? И почему в итоге уехал?
Я приехал отдыхать и навещать своих родителей, которые здесь живут. Это был запланированный отпуск без обратного билета. Тогда мне не хотелось быть в Москве, поэтому я решил остаться на неопределенный срок. Уехал я обратно, потому что появились дела в России.
Как тебе кажется, за это время ты что-то понял про турок? Чем они отличаются от русских?
Я думаю, что везде люди разные, и везде есть хорошие и не очень. За время пребывания в Турции я не могу сказать, что близко познакомился с местным менталитетом, так как не обрастал социальными связями. Я всё также оставался туристом, и мне это нравилось. У туриста нет постоянного дома, профессии или знания. Это всего лишь тень, поглощающая виды. Мне кажется, в этом есть что-то поэтическое. Чаще всего моими друзьями становились кошки и собаки, живущие на улице. Я их гладил, рисовал, фотографировал и иногда подкармливал.
Турецкий рандом существует?
Не могу утверждать. В моём случае — да, существует. Я подался на ВНЖ к завершению туристического срока, но так его и не получил. Причин в отказе не было. Поэтому я нелегально находился в стране девять месяцев.
Опиши Стамбул с помощью прилагательных. Какой он?
Уродливый, но красивый,
гигантский, но узкий,
заброшенный, но многолюдный,
опасный, но безобидный,
дорогой, но бедный,
голодный, но вкусный,
туристический и рыночно-капиталистический,
котовий, кошачий, котошачий!
Тебе понятен этот город? Условно, идя по улице, ты можешь угадать, что увидишь за углом?
Либо у меня топографический кретинизм, либо в этом городе легко заблудиться. Либо и то, и другое. Но я люблю теряться, особенно в Стамбуле. Этот город создан для того, чтобы фланировать по его узким улицам и находить интересные места.
Какие впечатления остались от города? Что запомнилось больше всего?
Чистильщики обуви — обманщики. Таксисты тоже. Мусорщики возят детей в тележках с мусором. Моя подруга Юля ограбила цыганёнка. Кокореч — легенда. Для того, чтобы отвязаться от маленькой попрошайки, нужно попросить у неё чай.
Поделись своим любимым местом в городе. Куда стоит сходить?
Весь Каракёй. Он прекрасен.
Большую часть времени ты жил в Аланьи, иногда приезжая в Стамбул. Расскажи немного про это место. Какая там атмосфера?
Аланья — это маленький, солнечный, вечнозелёный, туристический город на юге страны. Жизнь здесь очень размеренная и спокойная. Никто никуда не торопится. В основном местные либо рыбачат, либо выращивают фрукты и овощи, а потом торгуют всем этим и одеждой на рынке. Здесь бесчисленное количество разнообразной растительности. Авокадо, бананы, кактусы, пальмы, сосны... В этом городе я влюбился в цветы и старался не проходить мимо, не понюхав. Мне очень нравилось наблюдать, как со временем одни цвета сменяют новые. Художник Дэвид Войнарович в своей книге «Close to the Knives» писал: «Нюхай цветы, пока можешь!» Думаю, эта фраза очень точно описывала моё внутреннее состояние в этом городе. Также в округе много потрясающих каньонов, ледяных водопадов, голубых рек, шипящих лесов, зелёных гор и набухших скал. Это не может не вдохновлять.
Как тебе визуальный стиль Турции? Это смешение светского и исламской культуры скорее нравится или вызывает отторжение?
Я могу на это смотреть только глазами туриста. Мне нравится такая эклектика. Конечно, по началу было непривычно просыпаться в пять утра из-за предрассветной молитвы Фаджр, но потом привык, и это даже стало временным ориентиром.
Жизнь в Турции как-то повлияла на твоё творчество? Изменился стиль или появились новые сюжеты?
Однозначно, да. На это повлияли два фактора: природа и одиночество. Я стал много рисовать. Некоторые сюжеты пропитаны местным ландшафтом и ситуациями. Я всегда любил рисовать, но делал это гораздо реже, чем сейчас. Спустя время я понял, что жизнь в Москве диктует свои правила. Город требует актуальности и постоянного изобретания велосипеда. Никто этого не спрашивает, это просто витает в воздухе. Поэтому меня чаще интересовали альтернативные рисованию практики. Я не считаю, что это плохо — художнику нужен новый опыт, но также нужно не забывать о своих внутренних намерениях. А это может предложить только взгляд со стороны. Вообще, мне кажется, что художникам необходимо почаще отрываться от социальных связей, статуса и от принадлежности к конкретному месту. Особенно от своего коммьюнити. Такие вещи губительны, потому что они задают общий вектор мышления и рамки внутренней одобряемости. Уход в сторону, в свою очередь, даёт большую независимость и возвращает к своим изначальным желаниям. Художнику необходимо одиночество. Это позволяет заново открывать себя.
Как бы ты охарактеризовал сферу искусства в Турции? Музеи, галереи, паблик-арт. Какое впечатление произвело? Может, ты познакомился с кем-то из местных художников?
Я мало что знаю о сцене искусства Турции. В Стамбуле я в основном шлялся, а в Алании музеев нет. Искусство, с которым я соприкасался, было таким: искусство поглаживания котов, искусство преследования собак, искусство нюханья цветов, искусство наблюдения за муравьями, искусство катания на скейтборде, искусство подводного плавания, искусство кидания глыб с горных высот, искусство палящего солнца, искусство потеряться в горах, искусство сильного ветра, искусство сексуального предлога от бомжа в пещере. Этот список может продолжаться бесконечно.
Ты бы мог развиваться в Турции как художник? Можешь представить свою дальнейшую карьеру здесь?
Думаю да. Только искусство не может быть карьерой. Этим можно заниматься где угодно и когда угодно.
Ты много рисовал на улицах Турции. Какое отличие от России? Места, отношение прохожих, взаимодействие с полицией.
Кажется, что Турция сама располагает к рисованию на улице, потому что там редко закрашивают рисунки. Представь, каким был бы Стамбул без граффити. В этом его красота. И наоборот, пустынные пейзажи центральной и южной части страны так и напрашиваются на пощёчину общественному вкусу. Здесь так же, как и везде, люди по-разному относятся к рисованию на улице. Бывали случаи, когда полицейские любезно эвакуировали меня с друзьями во время рисования в самом криминальном районе Стамбула. Или когда я нарисовал на пристанище пастуха в горах города Нигде, in the middle of nowhere, а местный житель попросил разрисовать его дом. А когда мы с Ваней Ильинским рисовали в ущелье недалеко от Аланьи, один местный мужик был очень недоволен и решил вызвать полицию.
Расскажи какую-нибудь историю, случившуюся в городе во время рисования.
Однажды ночью я рисовал в Стамбуле в районе Тарлабаши.
Прибежали босоногие дети и,
весело смеясь,
они принялись созерцать процесс.
Им было лет по пятнадцать.
Они тыркали пальцем
в рисунок,
носились вокруг,
курили и матерились.
Для поддержания диалога, я сказал «Ağzına sıçayım»
Тогда мальчуган поднёс мне нож к горлу.
То, что произошло, я понял только на следующий день.
Ты бы хотел приехать сюда ещё?
Определённо, да.
Истории других художников
Осколки
Рустам Qbic
К списку художников